пятница 16 ноября 2018 года

Публикации архив публикаций

03.10.2013

Дворцовый комплекс Ольденбургских / Oldenburg Palace Complex

Дворцовый комплекс Ольденбургских
Объект культурного наследия регионального значения

31 августа 2013 года состоялось открытие реконструированного парка, входящего в Дворцовый комплекс Ольденбургских (объект культурного наследия регионального значения). Это и стало информационным поводом, благодаря которому редакция "Парадного квартала" почти в полном составе отправилась в Рамонь – чтобы полюбоваться новым творением Оливье Даме, узнать о том, как видится областным властям дальнейшая судьба дворца принцессы Ольденбургской и познакомиться с остроумными инженерными решениями, заложенными при строительстве дворца для обеспечения жизнедеятельности столь непростого во всех смыслах объекта. Кстати, кроме самого дворца на довольно обширной территории расположено более десятка других построек, связанных с дворцом стилистически и функционально (свитский корпус, флигель "уютный", службы, ворота с двумя башнями, конюшня для выездных лошадей, водонапорная башня, парковая лестница, больница, сахарный завод).

Реконструкция парка по проекту Оливье Даме
В августе 2013 года в рамках подготовки к празднованию 400-летия р.п. Рамонь были завершены масштабные работы по реконструкции парковой зоны по проекту французского ландшафтного архитектора Оливье Даме (автора концепции обновленного парка "Алые паруса" в Воронеже).
"Вообще у замка есть два парка, – рассказывал Оливье Даме. – Один впереди – регулярный, а второй сзади – романтический, со стелами, лестницами и гротом. Пока идея в первую очередь восстановить часть перед замком. Мы счастливы прикоснуться к такой территории. Само место имеет культурную суть, не зря здесь проходят концерты. Наша цель – поднять его уровень. Хорошо бы, если бы и парк, и замок возрождались одновременно. Но если работы пройдут поэтапно – по финансовым причинам – тоже хорошо. Все равно местные жители уже видят развитие культурного наследия. Даже я несколько лет назад наблюдал замок в более плачевном состоянии, чем сейчас. Как ландшафтному архитектору мне, конечно, хотелось бы начать с парка. Что интересно, здесь не только исторический сад, но и место, куда могут приходить влюбленные, люди с детьми, бабушки, чтобы спрятаться в тени от солнца".

В своем проекте Оливье Даме план территории парка Ольденбургских поделил на два основных пространства. Ближе к дворцу – открытая, практически освобожденная от деревьев часть — чтобы не закрывать вид на дворец. Доминантой входной группы стала широкая аллея со стриженой изгородью, ведущая к воротам дворца.
Вторая часть представляет собой сам парк с обширными цветниками, кустарниками и деревьями. Это пространство разделено осями на несколько "зеленых комнат" со всевозможной растительностью. Здесь посажены каштаны, розовые кусты и сирень. Центральной частью парка стала так называемая "розетка" – основной цветник, который выполнен во французской технике, широко распространенной в XIX веке, в том числе и в России.

Также на территории парка были выложены тротуарные дорожки, разбиты цветники, установлена садовая мебель и архитектурная подсветка.
Губернатор высоко оценил предложенную Оливье Даме концепцию возрождения парка и отметил, что замковая территория будет восстанавливаться комплексно.

Дворец Ольденбургских – чудо инженерной мысли
Само здание дворца ждет своей очереди. Что уже было сделано? В 1999 году в порядке исключения удалось включить финансирование реставрационных работ по дворцу в федеральную целевую программу "Культура России". За период с 1999 по 2005 годы за счет средств федерального бюджета и других внебюджетных источников было освоено 12, 5 млн. рублей. Выполнен и согласован в установленном порядке проект реставрации дворца (за исключением проекта реставрации интерьеров и проекта приспособления для современного использования). Проведена реставрация въездных ворот и башен, крыши и кровли с устройством современной системы снеготаяния, реставрация оконных заполнений и решеток цокольного первого этажа, междуэтажных перекрытий, перегородок, усиление конструкций парадной деревянной лестницы, восточной террасы, части балконов и балконных ограждений, устройство черновых полов. Снаружи выполнена вертикальная планировка и отмостка с системой водоотводов по периметру дворца…

О дворце можно говорить бесконечно, объект интересен чрезвычайно, но мы сосредоточимся сегодня только на одной теме – уникальных инженерных решениях, примененных при его строительстве. Оказывается, все самое интересное скрывается внутри дворцовых стен. Несмотря на то, что имение Ольденбургских до сих пор таит в себе много секретов, кое-что реставраторам узнать все-таки удалось...

Начнем с того, что дворец Ольденбургских был построен достаточно быстро: трехэтажное здание в стиле Тюдоров было возведено всего за три года, четвертый ушел на внутреннюю отделку помещений. И это учитывая, что для строительства был использован штучный "пяточный кирпич". Такое название кирпич получил из-за способа производства:  в специальные деревянные формы крестьяне босыми ногами втаптывали глиняную массу, которая затем высыхала и подвергалась обжигу. В результате такого "ручного" способа изготовления и использования исключительно натуральных материалов кирпич обладал очень высокой прочностью, благодаря чему стены дворца до сих пор практически не имеют повреждений.

Автор проекта дворца Ольденбургских точно не установлен. По одним данным, им является Христофор Нейслер (Нецлер), по другим – Николай Леонтьевич Бенуа. Есть мнение, что одним из авторов проекта была хозяйка дворца – Евгений Максимилиановна Ольденбургская. Высокообразованная и деятельная герцогиня Евгения обладала острым умом и имела совсем "неженские" увлечения: специально для нее были изготовлены и привезены во дворец из Петербурга столярный и выжигательные станки. Некоторые элементы внутреннего декора дворца выполнены самой герцогиней.

Сердце дворца Ольденбургских – центральная печь, находящаяся в цокольном помещении дворца. Мастера-печники утверждают, что она сохранилась до наших дней практически в идеальном состоянии. Печь поражает своими размерами: четыре колосника по два метра в глубину, по восемь колосников по краям. В ней одновременно могли сжигать до шести бревен, каждое 3-4 метра в длину. В боковой стенке печи был установлен водогрейный котел. От него горячая вода поступала на первый и второй этажи здания.

Система отопления дворца до сих пор не до конца разгадана реставраторами. Предполагают, что найденные пустоты в метровых стенах дворца – это воздуховоды, по которым, как по кровеносной системе, тепло от центральной печи расходилось по всем комнатам. Воздуховоды, имеющие выход внутрь помещений дворцы, расположены под каждым окном. Архитекторы и строители позаботились о том, чтобы во всех помещениях здания было тепло и сухо. Центральная печь находится в передней части здания, под вестибюлем. Поэтому гости, входившие во дворец, сразу же попадали в нагретое помещение. Помимо массивных входных дверей из мореного дуба, в проемах также установлены зимние раздвижные двери, работающие до сих пор. Краеведы выяснили, что на входе также функционировала тепловая завеса. Современный аналог этого устройства устанавливается сегодня во всех торговых центрах. В качестве утеплителя для стен дворца была использована верблюжья шерсть. Кстати, верблюдов герцогиня довольно успешно выращивала на территории имения.

До сегодняшних дней на всех окнах дворца сохранились оригинальные латунные задвижки. Действуют они по принципу механизма пластиковых окон: поворачивается ручка – окно открывается. Кроме того, внизу есть защипы, которые окно закрывали.

Во дворце есть несколько закрытых каминов и один камин для открытого огня. Очень продуманным решением было расположить открытый камин в комнате, которая находится в центре первого уровня дворца. Отсюда можно попасть во все остальные комнаты первого этажа, подняться по парадной лестнице наверх, а также спуститься в цокольное помещение. В обычные дни открытый камин топили дубовыми поленьями, а в особых случаях, например, перед приездом гостей, жгли фруктовые деревья, и чудесный аромат распространялся по всему дворцу. Закрытые камины, находящиеся практически во всех комнатах дворца, абсолютно разные (разное строение, изразцы и пр.). В холодное время года они выполняли роль подогревочных тепловых пунктов – через топки были пропущены трубы, подающие горячую воду.

На первом этаже находился кабинет Александра Петровича Ольденбургского и его ванная комната. Для организации процесса купания было придумано остроумное решение. Под ванную комнату выделили очень маленькую комнату на первом этаже, в которой помещалась, собственно, только сама ванна. Но под ней, в полу, находился люк, который открывался с помощью специального устройства. Ванна спускалась в цокольное помещение, где наполнялась горячей водой, а затем поднималась обратно. Ведь именно внизу находился насос, который качал воду из водонапорной башни, и водогрейный котел. После купания Александра Петровича ванну опускали обратно, а помещение проветривали и закрывали до следующих водных процедур. Для Евгении была предусмотрена душевая комната на втором этаже. И некоторые элементы этого помещения сохранились до сих пор: голландский кафель, оригинальные кнопки подачи воды.

Еще одно интересное помещение первого этажа – это маленькая неприметная комнатка, в которой часть потолка находится на уровне перекрытий первого и второго этажей, а часть –  на уровне второго этажа. Есть две версии использования этого помещения. Первый вариант – хранение особо важных архивных документов. А второй – это "слуховая" комната.
Парадная лестница на второй этаж, выполненная из мореного дуба, была спроектирована самой хозяйкой таким образом, чтобы дамам в длинных платьях с очень узкими юбками (по моде того времени) было легко подниматься наверх – балы проводились на втором этаже здания. Ширина ступеней лестницы – 43 см, высота – всего 11,5 см. На втором этаже главной комнатой являлась бальная зала, там нет мореного дуба, для лучшей акустики стены комнаты обиты шелком.

По центральной лестнице прислуга ходила крайне редко, для служанок герцогини была отведена специальная лестница, ведущая на третий этаж в комнату, где они проживали. Но самое любопытное – это стойки перил между вторым и третьим этажом. По приказу герцогини Евгении стойки сделаны с частыми и довольно острыми зазубринами. Для чего они служили? Дело в том, что в служанках у Евгении были девочки-подростки, 13-15 лет, которые в силу своего возраста, конечно, были неугомонные и шумливые, а бегать по дворцу герцогиня категорически запрещала. Если служанка забывала о запрете и быстро спускалась по лестнице, подол ее юбки цеплялся за зазубрины, рвался, и факт нарушения запрета сразу оказывался "налицо".

Цокольный этаж был теплым, в стенах здесь также проходят воздуховоды. Для того, чтобы помещение было проветриваемым, в подвале есть небольшие окна. Именно здесь, внизу, хранились архивы семьи Ольденбургских, оружие, с которым хозяева выезжали на охоту. В холодное время года сюда переводили медведей, живших летом в гроте за дворцом. Местные жители рассказывают, что раньше из подвального помещения по подземным ходам можно было выходить к реке. Но так ли это на самом деле, специалисты установить не могут –проходы уже давно заложены. Решетчатые двери помещения, где зимой держали медведей, сохранились до наших дней. А самое удивительное то, что они даже сейчас не скрипят! Мастера вкладывали в петли  промасленные прокладки из особого дерева и давали гарантию от скрипа на 200 лет!

Послесловие
Отрадно, что областное правительство предпринимает сейчас все шаги, необходимые для того, чтобы вдохнуть в это уникальное место новую жизнь. Более того, в настоящее время сохранение жемчужины культурного наследия Воронежской области объекта "Дворцовый комплекс Ольденбургских" объявлено одной из приоритетных задач правительства Воронежской области и департамента культуры и архивного дела. И, что особенно важно, предпринимаются целенаправленные практические шаги для решения этой задачи. Будем надеяться, что по прошествии какого-то обозримого промежутка времени в Рамони начнет действовать "Историко-культурный центр "Дворцовый комплекс Ольденбургских" с принципиально новой концепцией культурно-досуговой деятельности, как это и предусмотрено принятой концепцией развития Комплекса.


Oldenburg Palace Complex – object of cultural heritage of regional significance

On August 31, 2013 the opening of the reconstructed park, which is part of the Palace Complex of Oldenburg, took place. This was the newsbreak that made most of Paradnyj kvartal's editorial staff go to Ramon to admire the new creation of Olivier Damee, learn about the view of the regional government on the future of the palace of the princess of Oldenburg and see the ingenious engineering solutions that were built in the castle to support this complex in all aspects object.

Reconstruction of the park by Olivier Damee's design
In his project Olivier Damee divided the territory plan of the park of the Oldenburgs into two main areas. Closer to the palace is the open part, almost clear of trees in order not to block the view of the palace. The focus of the entrance group became the wide lane with a trimmed hedge leading to the gate of the palace.
The second part is the park itself with large flower beds, bushes and trees. This area is divided by axes into several "green rooms" with all sorts of vegetation. Chestnuts, rose bushes and lilacs are planted here. The so called rosette – the main flower bed that will be made using the French technique that was widespread in the XIX century, in Russia as well, – became the central part of the park. Apart from that paths have been paved, flower beds have been laid out, garden furniture and architectural illumination has been installed on the park's territory.
The governor has highly appreciated the concept of the park's renewal suggested by Olivier Damee and noted that the castle's territory will be restored in complex.
The Oldenburg Palace – an engineering marvel
The building of the palace is awaiting its turn. What has already been done? In 1999 the funding of the renovation works on the palace was included in the federal special purpose program "Culture of Russia" as an exception. During the period from 1999 to 2005 12,5 million roubles were assimilated at the expense of the federal budget and other extra-budgetary sources. The project of the palace renovation was made and approved according to established procedure (with the exception of the project of renovation of the interior and the project of adaptation for modern use). Renovation was done on the entrance gates and towers, the roof – with the installation of a modern snow melting system, the window assemblies and grates of the basement floor, interfloorings, partition-walls; enforced were the structures of the wooden main staircase, the eastern porch, part of the balconies and the balcony rails; subfloors were made. On the outside grading and levelling was done and the blind area with a drain system was made.
We can speak infinitely about the palace, the object is extremely interesting, but we shall concentrate on one topic – the unique engineering solutions used in its construction. It turns out that the most interesting things are hidden within the palace walls. Although the estate of the Oldenburgs still keeps many secrets, the renovators have managed to learn a few things...
The first thing is the quite short construction term of the Oldenburg Palace: the three-storey Tudor style building was erected in only three years, the interior finishing took one more. This is especially short considering that piece "foot brick" was used for construction. This kind of brick was called so because of the production method: peasants tramped clay mass into wooden frames with their bare feet for the clay to be later dried and burnt. As a result of such "manual" production method and the use of purely natural materials the brick was extremely strong, due to which the palace walls are still almost undamaged.
The author of the project of the Oldenburg Palace has not yet been clearly identified. According to some records it was Christopher Neysler, according to other ones – Nicholas Benois. There is an opinion that one of the authors of the project was the mistress of the palace – Eugenia Maksimilianovna of Oldenburg. Active and highly educated Duchess Eugenia had an acute mind and quite "unwomanly" hobbies: a carpentry and pyrography benches were made specially for her in St. Petersburg and delivered to the palace. Some elements of the palace's interior decorations were made by the Duchess herself.
The heart of the Oldenburg Palace is the central stove located in the basement of the palace. Expert stove setters state that it has come down to us in an almost perfect condition. The size of the stove is stunning: four grate bars, each two metres deep, and eight grate bars on each side. Up to six logs, each 3-4 metres long, could be burnt in it. A water back was installed in the side wall of the stove. Hot water from it came to the ground and first floors of the building.
The heating system of the palace has not been completely unriddled by the renovators yet. It is supposed that the voids found in the metre-thick walls of the palace are air ducts that, like a blood circulatory system, transported heat from the central stove to all the rooms. Air ducts opening into the rooms of the palace are located under each window. The architects and builders have made sure that all the rooms of the building would be warm and dry. The central stove is at the front of the building, under the entrance hall, so the guests were in a warm room as soon as they entered the palace. Apart from the massive entrance doors made of stained oak, winter sliding doors, functioning to the day, are also mounted in the doorways. Local historians have also discovered that a thermal curtain was working at the entrance. A modern analogue of this device is installed today in every shopping centre. Camel hair was used for thermal insulation of the palace walls. Speaking of which, camels were quite successfully bred by the Duchess on the territory of the estate.
Brass bolts have survived to the present day on all windows of the palace. They worked similarly to the mechanism of vinyl windows: you turn the handle and the window opens. There also were mechanisms at the bottom that closed the window.
The palace has several closed hearth fireplaces and one hearth fireplace. It was a very elaborate decision to put the open hearth fireplace in the room located in the centre of the ground level of the palace. From here you can access all other rooms on the ground floor, go to the first floor up the main staircase and get down to the basement. On regular days oak logs were burnt in the open fireplace, and on special occasions like guests' arrival fruit trees were burnt, and a wonderful smell spread across the palace. Closed hearth fireplaces, located in most rooms of the palace, are absolutely different from each other (different construction, Dutchware, etc.). During the cold season they acted as heat addition units – the hot water pipes ran through their furnaces.
On the ground floor was the study of Alexander Petrovich of Oldenburg and his bathroom. An ingenious solution was invented for bathing. The bathroom was a very small room on the ground floor, where only the bath itself fit in. But under it was a trapdoor in the floor that was opened with a special device. The bath would be lowered to the basement, filled with hot water and raised back up. It was like that because the pump that pumped water from the water tower and the boiler were down there. After a bath it was lowered back and the room aired and closed until the next time. For Eugenia there was a shower room on the first floor. Some elements of this room have survived to the day: Dutch tiles, genuine water feed buttons.
Another interesting room on the ground floor is a small unremarkable room, where part of the ceiling is at the level of the inter-floor between ground and first floors and part – at the first floor level. There are two versions of this room's use. The first is an archive for especially important documents. The second is a "listening" room.
The main staircase to the first floor, made of stained oak, was designed by the mistress herself in such a way that it would be easy for ladies in long dresses with narrow skirts (the fashion of that time) to go up – balls took place on the first floor of the building. The width of the steps is 43 cm, the height – only 11,5 cm. On the first floor the main room was the ball room. There is no stained oak there, and the walls are covered with silk for better acoustics.
The servants rarely used the main staircase – there was a special staircase for the Duchess' maids that lead to the second floor to the room where they lived. But the most interesting thing are the rail posts between the first and second floors. At the order of Duchess Eugenia they were made with multiple and quite sharp jags. What purpose did they serve? The case was that Eugenia's maids were teenage girls 13-15 years old, who, due to their age, were, of course, irrepressible and blustery, and the Duchess expressly prohibited running about the palace. If a maid forgot the prohibition and quickly descended down the staircase, her skirt hitched on the jags, tore, and the fact of the broken prohibition was evident.
The basement floor was warm, the air ducts in the walls are present here, too. There are small windows in the basement so that it is ventilated. Down here the archives of the Oldenburg family and their hunting weapons were stored. During the cold season the bears that lived in summer in the grotto behind the palace were taken here. The locals say that in the past you could go from the basement to the river by the underpasses. But the specialists cannot find out whether it is true or not – the passages are long walled up. The lattice doors of the room where bears were kept in winter have survived to the present day. And the most surprising thing about them is that they don't creak even now! The craftsmen of the time put oiled gaskets from special wood in the hinges and gave a 200 years no-creak guarantee!
Afterword

It is pleasant that the regional government is now taking all the steps needed to give this unique place a new life. More than that, the preservation of the gem of the Voronezh Region's cultural heritage, the Oldenburg Palace, is now proclaimed as one of the priority tasks for the government of the Voronezh Region and the department of culture and archiving. And, what is especially important, goal-oriented practical steps to solve this task are being taken. Let us hope that in the foreseeable future the historical and cultural centre Oldenburg Palace Complex with a totally new concept of cultural entertainment will start working consistent with the development concept of the Complex.


Из истории дворцового комплекса Ольденбургских
История создания комплекса тесно связана с фамилиями Ольденбургских и Романовых. В 1879 году император Александр II преподносит рамонскую усадьбу в качестве свадебного подарка своей племяннице принцессе Евгении Максимилиановне Ольденбургской. Евгения Ольденбургская была известной благотворительницей, попечительницей Комитета сестер милосердия Красного Креста, покровительствовала Обществу поощрения художников, отличалась изысканным художественным вкусом, занималась живописью. В Воронеже она возглавила губернское благотворительное общество. Награждена орденом "За беспорочную службу Отечеству на ниве благотворительности и просвещения". Ее муж, генерал от инфантерии Александр Петрович Ольденбургский, кроме воинских и государственных обязанностей прославился основанием Института экспериментальной медицины на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге и климатической станции-санатория в Гаграх на берегу Черного моря.
Новые владельцы занимаются серьезным преобразованием доставшегося в подарок имения. В начале 1880-х гг. возведено здание дворца в стиле Тюдоров. Устраивается парк и другие дворцовые постройки. С присущими ей энергией и талантом организатора Евгения Максимилиановна реконструирует сахарный завод, оснащает его паровой техникой, открывает рафинадный цех и кондитерскую фабрику. Для сбыта продукции и доставки сырья в 1901 году проложена железнодорожная ветка Графская-Рамонь. В самом селе ею открыта школа и больница, оборудованные по образцовым проектам.
В 1901 году состоялась свадьба их сына Петра Александровича с дочерью императора Александра III, родной сестрой последнего русского императора Николая II принцессой Ольгой Александровной Романовой. После пышного бракосочетания и свадебного путешествия в Италию молодая чета приезжает в Рамонь. Вначале молодые поселились в дворцовом флигеле "Уютный", но вскоре для них было приобретено соседнее имение Ольгино, которое перестраивается по вкусу Ольги Романовой (Ольденбургской). Однако жизнь молодой семьи не складывается и дело доходит до развода. В 1908 году из-за многочисленных долгов земля, сахарный завод и конфетная фабрика переходят в государственную казну. Евгения Максимилиановна и Александр Петрович навсегда покидают свое имение, дворец переходит к их сыну, Петру Александровичу. Впоследствии семейство Ольденбургских эмигрирует во Францию.
После Октябрьских событий 1917 г. дворец и прочие постройки комплекса были национализированы. В период Великой Отeчественной войны дворцовый ансамбль не пострадал. В 1950-60-х годах во дворце располагалось управление сахарного завода. Здание постепенно приходило в аварийное состояние. Из дворца заводоуправление выезжает и передает его учреждениям социальной сферы. В здании размещают Дворец пионеров, музей, библиотеку, музыкальную школу. Средства для проведения капитального ремонта и реставрации отсутствовали, в связи с чем в конце 1970-х годов все вышеуказанные учреждения были выселены, а дворец передан областному управлению культуры для проведения реставрации. К концу 1980-х гг. финансирование прекратилось.


The history of the Oldenburg Palace Complex

The story of the creation of the complex is tightly connected to the names of Oldenburg and Romanov. In 1879 Emperor Alexander II presented the Ramon estate as a wedding present to his niece Eugenia Maksimilianovna of Oldenburg.
Eugenia of Oldenburg was a well-known benefactress, a curatrix of the Committee of Sisters of Charity of the Red Cross, she philanthropized the Society for Encouragement of Artists, had a sophisticated taste in art, did painting. In Voronezh she headed the province charity, was an honorary guest at the opening of the Voronezh province museum in 1894. She was decorated with an order "For irreproachable service to the Fatherland in the field of charity and education". Her husband, infantry general Alexander Petrovich of Oldenburg, was famous, apart from his military and state duties, for founding the Institute of Experimental Medicine on Aptekarsky Island in St. Petersburg and a weather station and a spa resort in Gagry on the coast of the Black Sea.
For six years (1880 to 1886) the new owners have been seriously transforming the estate they got as a present. In the early 1880-ies the Tudor style palace was erected. The park and other palace buildings were laid out. With her characteristic energy and organizing skills Eugenia Maksimilianovna reconstructed the sugar factory, equipped it with steam machinery, opened a refinery section and a confectionery factory. The Grafskaya-Ramon railroad was constructed in 1901 for production distribution and raw material delivery. In the village she opened a school and a hospital equipped by the best projects.
After the October events of 1917 the palace and other buildings of the complex were nationalized. The palace complex was not damaged during the Great Patriotic War. In the 1950-1960-ies the sugar factory management was located in the palace. The building was slowly falling into state of failure. The factory management moved out of the palace, signing it over to social services. A Palace of the Pioneers, a museum, a library and a music school were located in the building. There was no funding for major repairs and renovation, due to which said services were evicted in the late 1970-ies and the palace was signed over to the regional Department of Culture for renovation. By late 1980-ies the funding was unwound.


Участники проекта "Благоустройство и озеленение парка"
Государственный заказчик: Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.
Проектные организации: ООО "МЕГАПАРК", г. Москва; ООО "Институт комплексного проектирования и градостроительства", г. Воронеж (информацию о компании читайте на 34 стр.);
Генеральный подрядчик: ООО "Трансстрой", г. Воронеж

Participants of the Park Landscaping and Planting project:
State customer: Department of Architecture and Construction Policy of the Voronezh Region.
Design organizations: OOO MEGAPARK, Moscow;
OOO Institute of Complex Design and Urban Construction, Voronezh (see company information at pg. 34).
General contractor: OOO Transstroj, Voronezh

в журнале

рекламная служба:

+7(473)210-00-70

адрес редакции:

394018, Воронеж, ул. Свободы, 14, оф. 907
e-mail: olga.voronovskaya@list.ru

Обработка персональных данных
и правовая информация

разработка сайта - студия 3DaVinci
Любое использование материалов, размещенных на данном веб-сайте и в журнале, разрешается только при наличии гиперссылки на веб-сайт журнала "Парадный квартал". Использование материалов в коммерческих целях допускается с письменного разрешения редакции