среда 19 декабря 2018 года

Публикации архив публикаций

17.03.2016

Новый облик левобережной части Воронежа

25 февраля 2016 года состоялось заседание регионального Градостроительного совета. Одной из главных тем для обсуждения стал проект планировки территории, ограниченной Вогрэсовским мостом, улицей Брусилова, Ленинским проспектом и улицей Димитрова, представленный Александром Борисовичем Федоровым, руководителем группы по подготовке документации по планировке территории БУ ВО "Нормативно-Проектный Центр". Проектируемая территория общей площадью 175 га расположена на левом берегу воронежского водохранилища и относится к Левобережному, Железнодорожному и частично Центральному районам Воронежа.

Проблемы современного состояния
Спортивная набережная и набережная Авиастроителей имеют важное градостроительное значение как для формирования силуэта застройки левого берега при его восприятии с правого, так и для полноценного обслуживания прибрежной территории.

На сегодняшний день набережная от Вогрэсовского моста до ул. Димитрова не реализует своего градостроительного назначения и фактически пребывает в стадии фрагментарного хаотического освоения и частичного запустения. Рекреационное ядро участка между ул. Брусилова и Вогрэсовским мостом – парк "Алые Паруса" – не имеет ансамблевого градостроительного завершения, "срастаясь" с неорганизованным прибрежным ландшафтом. Часть прилегающих к парку жилых территорий используется незаконно. Имеется в виду самозахват в частном секторе и бессистемное устройство автостоянок. Улицы МОПРа и Арзамасская не имеют планировочного завершения, заканчиваясь зарослями неосвещенной прибрежной территории, что провоцирует ухудшение криминогенной обстановки. Безопасный и обустроенный доступ населения к водохранилищу отсутствует. Участок набережной от ул. Брусилова до ул. Димитрова представляет собой необустроенный проезд вдоль береговой линии к объектам спорта и гаражным боксам для хранения плавсредств. При этом существующая улица Спортивная набережная частично используется как дублер Ленинского проспекта для доступа транспорта в кварталы многоэтажной застройки по улицам Ильича и Старых большевиков. Сложившаяся улица Димитрова в границах проектирования не имеет четких границ. Временные сооружения (киоски, металлические гаражи и т.д.) усиливают эффект планировочного беспорядка.

В результате проведенного анализа сложившейся градостроительной ситуации в проекте были обозначены основные проблемы этой территории, а именно:
– размытые границы градостроительных акцентов силуэта набережной Левобережья;
– частичное отсутствие узаконенных, сформированных красных линий;
– проблемы загруженности основных транспортных узлов и магистралей города;
– перенасыщенность набережной сетями инженерной инфраструктуры, техническая сложность их реконструкции;
– отсутствие благоустройства вдоль набережных Авиастроителей и Спортивной.

Что предлагается проектом планировки территории
Представленная на рассмотрение документация по планировке территории выполнена в соответствии с заданием на проектирование, выданным управлением архитектуры и градостроительства Воронежской области и согласованным управлением главного архитектора г. Воронежа. Эта работа осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории путем создания градостроительных условий для ее поэтапного освоения, в том числе для обеспечения своевременного резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Материалы утвержденного проекта планировки послужат основой для дальнейшего развития территории Левого берега посредством строительства ряда объектов регионального и местного значения, развития парковой и рекреационной инфраструктуры, реконструкции дорог и сетей инженерно-технического обеспечения.

Одним из композиционных акцентов должен стать региональный "Центр по гребле на байдарках и каноэ" – он будет размещен на островной территории акватории водохранилища (бульвар "Чернавская дамба", ул. Димитрова, 2в), на участке площадью 14,5 га.
Проект Центра разработан институтом "Гипрокоммундортранс". Положительное заключение государственной экспертизы получено в декабре 2015 года.
Центр объединит в своем составе соревновательную и тренировочную базы на территории старой дамбы, которая традиционно использовалась для занятий гребными видами спорта, а также как место отдыха горожан. Въезд планируется организовать с Чернавского моста, там же разместится остановка общественного транспорта и автостоянка.
Проектируемый объект композиционно является целостным комплексом специально сконструированных и оборудованных сооружений на суше и воде, позволяющим осуществлять круглогодичный учебно-тренировочный процесс и специализированные физкультурно-спортивные мероприятия по гребле на байдарках и каноэ.
Соревновательная база центра гребли на байдарках и каноэ включает в себя гребную дистанцию 1000 м, эллинги, временные сооружения и постоянные сооружения для нужд команд, оргкомитета, СМИ, медработников и других, трибуны на 400 мест, финишную и стартовую вышки. Сама гребная дистанция оборудована в соответствии с требованиями международной федерации гребли  на байдарках и каноэ (ИКФ).
Тренировочная гребная база включает в себя ФОК с тремя спортивными залами 24х12 м и плавательный бассейн с чашей 25х11 м. В каждом из перечисленных объектов предусмотрено по 6 комнат для отдыха. На территории центра запроектированы спортивные площадки: площадка для пляжного футбола, две площадки для пляжного волейбола, и одна универсальная открытая спортплощадка.  Проектом предусматриваются традиционная  автостоянка на 160 машиномест и автостоянка для автоконструкций, перевозящих спортивные лодки (вместимость 50 мест). Планируется благоустройство всей территории для создания комфорта и отдыха горожан, запроектирована велодорожка.
Особое внимание проектом планировки уделяется задаче развития парковой и спортивной инфраструктуры с благоустройством набережной и созданием единой рекреационной зоны для отдыха горожан. Парк "Алые паруса" позиционируется как композиционное ядро многофункциональной рекреационной зоны. В качестве проектного предложения территории вдоль водохранилища планируется разделить на 3 фрагмента.
Фрагмент Спортивной набережной от ул. Димитрова до ул. Брусилова предполагается сформировать как полноценную благоустроенную проезжую часть с дальнейшим развитием в северном направлении, что предусмотрено утвержденным Генеральным планом г. Воронежа.
Фрагмент набережной от ул. Брусилова до ул. Арзамасская предлагается позиционировать как единый центр отдыха и развлечений с развитой инфраструктурой прогулочных и велосипедных маршрутов. Проектом формируются площадки для активных видов спорта, таких, как пляжный волейбол, большой теннис, баскетбол, минифутбол, и участки для строительства малых, некапитальных строений для обслуживания населения – спортивное кафе, пункты проката и т.п. Кроме того, проектом предусматривается организация взаимосвязи парковой территории с музеем "Диорама" путем строительства интерактивного подземного перехода.
Наконец, предлагается организация набережной Авиастроителей в виде транспортно-пешеходного коридора, где автодорога примыкает не к береговой линии, а к существующим жилым кварталам. По итогам совещаний проектное предложение получило предварительное согласование с Воронежским филиалом "МРСК центра". Прибрежный пояс сформирован пешеходно-прогулочной зоной с усиленным озеленением по принципу терренкура. Вместе с тем, вдоль берега создается возможность проведения спортивных состязаний по водным видам гребного и парусного спорта, ведения фото-видеосъемки во время спортивных мероприятий, а также про ведения тренировочных занятий.
Предлагаемые проектом велосипедные и пешеходные маршруты интегрируются в единую городскую сеть запланированных маршрутов.

По соседству с Парком "Алые паруса" планируется строительство храма в честь святителя Митрофана – первого архиепископа Воронежского. Предлагаемая площадка для строительства храма выбрана на территории недействующей водоподьемной станции площадью около 2 га. Этот объект позволит сформировать важный силуэтный акцент панорамы Левобережья. Гармоничная интеграция храма в парковую среду создаст планировочную взаимосвязь между парком и храмом, а также послужит повседневным стимулом обращения человека к духовному наследию.
Рядом с предполагаемым местом размещения храма находится водная база парусного спорта, которая не меняет своего функционального назначения. Между тем, проектом планировки предлагается развитие существующего объекта путем строительства "Центра гребного и парусного спорта" и школы при этом центре. В рамках проекта планировки предложен эскизный вариант объекта.

Поскольку вдоль Ленинского проспекта формируется зона активного отдыха, не менее важным акцентом станет "Центр спортивной гимнастики". Этот объект может взять на себя обслуживание и содержание открытых спортивных площадок на прилегающей территории. В рамках подготовки документации по планировке территории предложен эскизный вариант этого объекта.
Ведущая роль в предпринимательской деятельности в границах проектирования принадлежит торгово-деловому центру "Европа", который размещается на пересечении Ленинского проспекта и ул. Брусилова и также формирует планировочный акцент общей композиции.

Проектируемый торговый центр "Европа" гармонично впишется в общую концепцию развития территории и не нарушит архитектурно-художественный силуэт Левобережного района.
Функционально в окружающей жилой застройке существует потребность в едином комплексе обслуживания населения. Торговый центр сможет удовлетворять потребностям жителей близлежащих районов и кварталов.

Последней важной задачей в рамках проекта планировки территории, ограниченной Вогрэсовским мостом, ул. Брусилова, Ленинским проспектом и ул. Димитрова является определение и резервирование площадки для строительства слипа (сухого дока) для ремонта и обслуживания корабля "Гото-Предестинация".

На сегодняшний момент участок под строительство слипа определен рядом с Вогрэсовским мостом, по соседству с тренировочной базой МЧС.
В общей планировочной структуре набережной строительство такого сооружения не окажет отрицательного влияния на эстетическое восприятие всего градостроительного комплекса.
Конкретные шаги, которые должны быть предприняты
Для устойчивого развития территории, с учетом существующих градостроительных ограничений, в проекте сформированы и предложены к утверждению красные линии, которые позволят отрегулировать и упорядочить квартальную застройку и оставить возможность строительства и реконструкции объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
В основу коридоров красных линий положен разработанный, но не утвержденный проект планировки, выполненной ОАО "Воронежпроект" в 2011 году. Разработанная схема была направлена в управление главного архитектора г. Воронежа и получила предварительное одобрение.
Современное состояние и функциональное зонирование позволяет перемежевать земельные участки с минимальным противодействием со стороны собственников, поскольку основная часть территории предназначена для рекреационных целей.
Наиболее проблемными участками в этой схеме являются ул. МОПРа, Спортивная набережная и улица Димитрова.
Согласно комплексной схеме организации дорожного движения города Воронежа, интенсивность движения транспорта по набережной позволяет разделить комплексную реконструкцию улично-дорожной сети на 2 этапа. Первый этап (на ближайшие 3-5 лет) подразумевает реконструкцию существующей улично-дорожной сети с реконструкцией набережных Авиастроителей, Спортивной, а также продлением улицы МОПРа и расширением проезжей части по ул. Димитрова. Второй этап позволяет сохранить возможность строительства многоуровневых развязок на пересечении основных магистралей и развития улично-дорожной сети с перспективой на 10-15 лет.

Основной градостроительный анализ транспортного каркаса разрабатывался с привлечением специалистов ООО "Киносарг", а также при консультации специалистов "ЦентрДорСервис" и "ГипроДорНИИ". В ходе проектирования неоднократно проводились рабочие встречи при участии специалистов и отраслевых департаментов области и города.

Совместно с архитектурной компанией "Чапмэн Тэйлор" на начальной стадии прорабатывались принципиальные транспортные решения в увязке с посадкой проектируемого торгового центра "Европа". Окончательные решения по транспортной развязке на пересечении улиц Брусилова и Спортивной набережной отображены в материале проекта планировки по итогам рабочих встреч. Проектное предложение получило предварительное одобрение у профильных организаций. Более детальная проработка транспортных развязок будет разрабатываться на последующих стадиях проектирования.

В завершение хотелось бы отметить, что проект планировки в объеме вышеназванных первоочередных задач послужит на ближайшее десятилетие основой формирования облика левобережной части города.  Территория, безусловно, имеет важное градостроительное значение с точки зрения архитектурно-пространственного восприятия со стороны центральной части г. Воронежа. Мероприятия по резервированию и корректировке существующих земельных участков позволят задать вектор по упорядочиванию туристско-деловой и строительной активности разных субьектов территориальных отношений. В перспективе это позволит избежать назревания социальных конфликтов между сторонами. На текущем этапе Проект планировки призван в большей степени решить технические вопросы, которые позволят развить рекреационный, творческий потенциал Левого берега.

в журнале

рекламная служба:

+7(473)210-00-70

адрес редакции:

394018, Воронеж, ул. Свободы, 14, оф. 907
e-mail: olga.voronovskaya@list.ru

Обработка персональных данных
и правовая информация

разработка сайта - студия 3DaVinci
Любое использование материалов, размещенных на данном веб-сайте и в журнале, разрешается только при наличии гиперссылки на веб-сайт журнала "Парадный квартал". Использование материалов в коммерческих целях допускается с письменного разрешения редакции