Пятница 22 Ноябрь 2019 года

Публикации архив публикаций

21.10.2019

«Цифра» трансформирует не только процессы, но и сознание

2 октября в рамках конференции Autodesk состоялась панельная дискуссия «Цифровая и культурная трансформация компании». Представители промышленности, строительства и банков искали ответ на вопросы, какими же должны быть современные компании и инженеры будущего?

 

Вела дискуссию генеральный директор Autodesk в России и СНГ Анастасия Морозова. А современные тренды развития компаний обсуждали заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг» Александр Ермонский, президент ГК «Основа» Александр Ручьев, руководитель направления развития АО «НЛМК-Инжиниринг» Игорь Байков и руководитель департамента строительства Сбербанка России Василий Чеканов.

Темой обсуждения стало активное использование цифровых технологий в современном мире и то, как эти технологии могут быть внедрены в работу современных технологических и строительных компаний. Как выяснилось, в России это далеко не самый легкий процесс – не по техническим или каким-либо другим причинам, а из-за склада мышления и менталитета российской стройки и бизнеса в целом. Но все-таки есть компании, идущие в ногу со временем.

К примеру, в НЛМК использование цифровых технологий успешно движется от проектирования в сторону строительства. Еще в самом начале перехода на цифровое моделирование при разработке концепции в 2015 г. компании с трудом, но удалось изменить мировоззрение строителей и заказчиков: на смену привычным чертежам были предоставлены цифровые модели. Ведь, как оказалось, не все строители хорошо и на лету читают чертежи сложных промышленных объектов. Модель же можно покрутить, детально изучить, а с пониманием и интересом приходят и новые потребности - так, на основе моделей инженеры начали работать с графиками строительства и ценообразованием на стройке.

А «Трансмашхолдинг» уже пережил две промышленные революции и сейчас проходит через цифровую трансформацию. В современном мире заказчик хочет купить не столько само изделие, сколько сервис и подписать контракт жизненного цикла на 30 лет. Но как компании вычислить его стоимость? Только с использованием современных цифровых технологий. Начиная с индустриальных дизайнеров, которые используют пакеты Autodesk, создается общая концепция – цифровая картинка – она передается конструкторам, а те уже делают цифровую модель конструкции. Затем проходят виртуальные испытания, исследуются различные версии и способы проектирования этой конструкции и формируется цифровой двойник. В нем собираются данные анализа жизненного цикла, а изменяя бизнес-модель, инженер может рассчитать, как часто, к примеру, придется менять детали, как они будут выходить из строя, каким образом их ремонтировать, и сколько в итоге это все будет стоить. Получается, что, имея цифрового двойника, можно управлять рисками и осознанно принимать решения.

 

Стройку «цифрой» не измерить…

Совсем по-другому видится судьба цифровизации на строительной площадке. Как отметил Александр Ручьев, попыток внедрить «цифру» на стройку было очень много, но она здесь массово никак не приживается. Еще несколько лет назад Дмитрий Медведев оповестил, что страна переходит на стандарт BIM-проектирования, но сегодня только 10% проектов выпускается в BIM, т.к. он дороже на 30-40%. Возможно, цифра бы «пошла», если бы торги производились за конечную цену здания, но для этого должно произойти изменение бизнес-модели. По мнению президента ГК «Основа», прежде всего необходимо отменить никому не нужное двухстадийное проектирование. Ведь в BIM можно сделать проектирование в одну стадию сразу со сметой и выставлять ее на тендер.

«Цифра» трансформирует и технологические подразделения банковского сообщества. Так, сегодня огромные объемы строительства и реконструкции появились у Сбербанка России. И для того, чтобы соответствовать современным представлениям о комфортной офисной среде, банку за 3 года пришлось практически полностью поменять принципы проектирования офисных пространств и требования к формированию офисной инфраструктуры. Теперь это не просто офис компании, а город в городе, где есть все – фитнес-зал, дом быта, столовая и др. Более того, для оптимизации передвижения сотрудников и клиентов была разработана система виртуального проектирования. Она показывает, как человек вошел в офис, как поднялся на этаж, сколько человек и когда ходят на обед, где появляются слепые помещения и т.д. Все эти нюансы отслеживаются на этапе проектирования, и теперь проектировщики создают практически идеальную планировку.

Однако на большинстве стройплощадок все далеко не так идеально и до реальной цифровизации строительного сектора еще очень далеко. Мало того, в России давным-давно сложилась такая практика, что проектируется одно, строится другое, а эксплуатируется третье. И эти три объекта не совпадают. Поэтому как бы красиво не запроектировали объект с использованием BIM, генподрядчик будет строить его так, как он понимает. А когда начнется эксплуатация, модель придется переделать еще раз в соответствии с отечественными реалиями. Если в чем и может помочь BIM-модель, так это, по мнению Александра Ручьева, в оптимизации строительного процесса и сокращении издержек. Именно здесь лежит очень большое количество нерациональных затрат. Поэтому ближайшее будущее BIM на стройке – это не модель на планшете прораба, а качественные управленческие решения.

 

Кто они, инженеры будущего?

Но самый интересный вопрос, который был поставлен перед участниками дискуссии, - каким должен быть, по их мнению, инженер будущего? Ведь всеми процессами в конечном итоге управляют инженеры, и от их образования, смелости и дерзости зависят принимаемые решения.

Эпоха суровых, поседевших на своих должностях инженеров-конструкторов уходит в прошлое, сейчас в центре процесса – молодой, динамичный, владеющий всем инструментарием цифровых технологий мастер. За счет современных систем – трехмерного проектирования и виртуальных испытаний - он имеет возможность пробовать, моделировать, исследовать процессы и выдавать максимально эффективный результат.

И еще один залог успешного развития современных компаний – это отсутствие у инженера страха за неверно принятое решение, за ошибку. И здесь огромную роль играет руководитель, который должен дать возможность инженерам искать новые направления и новые решения. Как пример можно привести фантастическую разработку, которой сейчас занимаются АО «Трансмашхолдинг», Росатом и РЖД – создание принципиально нового водородного двигателя для локомотива. Росатом здесь выступает как поставщик водорода, РЖД – как заказчик, «Трансмашхолдинг» - как исполнитель. Да, есть риск, что ничего не получится, что инвестиции фактически вылетят в трубу. Однако если этот проект состоится, лидеры получат все мыслимые преимущества.

Конечно, крупные гиганты могут позволить себе изобретать новые виды топлива с долгосрочной стратегией, инновации же средних предпринимателей должны быть направлены в первую очередь на снижение внутренних издержек, а во вторую – на увеличение скорости процессов. Гибкая система управления и гибкое принятие решений повысит конкурентоспособность. При этом важно понимать, что отсутствие решения влечет катастрофический результат, ведь лучше принять неправильное решение, чем никакое.

Также, по мнению участников дискуссии, огромную роль играет лидер - только он может задать тон и зарядить людей, четко формулируя, что выбирается рискованный, но уникальный путь, который необходимо пройти вместе. Однако в России, привыкшей к авторитарным системам, роль лидера воспринимается неправильно. Это не должен быть человек, который все решает сам, постепенно перестает слышать и начинает допускать ошибки. Единственный выход – понять, что в компании должен быть не один лидер, а формула коллективного лидерства – когда все слышат друг друга и совместно принимают решения.

Компетенция инженера будущего – это системный инжиниринг, четкое планирование всех действий, анализ собранных данных и достигнутых результатов. Люди, формирующие в себе системное мышление, могут работать в любой отрасли, и у них огромное будущее. А судя по количеству молодых инженеров, которые сидели в огромном зале форума, у российской цифровой трансформации весьма оптимистичное будущее.

 

Галина Крупен

Источник информации – Агентство новостей "Строительный бизнес" 

рекламная служба:

+7(473)210-00-70

адрес редакции:

394000, Воронеж, ул. Кольцовская, 24К, 2 этаж
e-mail: galadeli@rambler.ru

Обработка персональных данных
и правовая информация

разработка сайта - студия 3DaVinci
Любое использование материалов, размещенных на данном веб-сайте и в журнале, разрешается только при наличии гиперссылки на веб-сайт журнала "Парадный квартал". Использование материалов в коммерческих целях допускается с письменного разрешения редакции