Четверг 12 Декабрь 2019 года

Публикации архив публикаций

22.11.2019

Зодчество-2019: на архитектуре не экономят!

На XXVII международном фестивале «Зодчество» были показаны очень качественные проекты во всех сферах обитания

Сквозь прозрачные лекала…

Тема фестиваля была заявлена весьма оригинальная — «Прозрачность». Кураторы «Зодчества» Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин трактуют этот термин как наглядность процессов архитектурного творчества, как открытость и реальное взаимодействие архитектуры и общества.

Теме прозрачности было посвящено оформление центрального пролета Гостиного двора, где проходило мероприятие. Туда народ сразу и стекался. С интересом рассматривал сооружения из деревянных конструкций, стекла и прочих прозрачных материалов, фотографии зданий с прозрачными стенами и многое другое. Была даже собрана коллекция из 40 лекал (опять-таки прозрачных) сорока ведущих российских архитекторов. Конечно, сейчас все пользуются компьютером, но годами лекало было визитной карточкой зодчего.

О кураторском проекте с восторгом отзывались и студенты, и мэтры.

Кузьмин и Савинкин курировали фестиваль второй год. Такое впечатление, что их фантазия и находчивость неисчерпаемы. В 2020 году будут новые кураторы. И очень хочется, чтобы они продолжили этот тренд оригинальности.

Логично предположить, что теме прозрачности должны были посвятить свои экспозиции и участники фестиваля. Но до этого мы не доросли. Каждый привез то, что имеет возможность показать. Поездка на «Зодчество» обходится недешево, и не все могут ее себе позволить. Тут уж не до таких тонкостей. Однако Владимир Кузьмин надеется, что когда-нибудь кураторы и организаторы будут отбирать работы соответственно заявленной теме.

 

Внимание паркам и скверам

Среди конкурсных проектов и построек, как всегда, преобладали жилые и общественные здания. Были представлены несколько интересных транспортных работ. Даже узкоколейная железная дорога в городе. Говорят, узкоколейки стали использоваться в европейских городах, у них имеются определенные преимущества.

Но самые интересные работы в этом году относились к благоустройству общественного пространства, отмечает член конкурсного жюри фестиваля Николай Лызлов. Может быть, потому что этой сфере стал уделять внимание Минстрой РФ. Действительно, регионы представили много работ по благоустройству — и проектов, и уже выполненных. Парки, набережные, пешеходные зоны… Относятся к этим объектам очень серьезно. К примеру, в Самаре решили реконструировать загородный парк, открытый еще в1932 году. В конкурсе участвовали 83 проекта! И проект-победитель был выставлен на обсуждение горожан.

Очень редкое явление последних десятилетий — образец промышленной архитектуры — научно-производственный комплекс по приборостроению и производству электроники в Москве. К этому же разряду с натяжкой можно отнести здания сыроварен в Подмосковье. По сути, они тоже промышленность.

Тут же на фестивале, в рамках деловой программы, обсуждали, как нам распорядиться промышленным наследием прошлых лет. Производство, которое было необходимо 50-100 лет назад, сегодня за невостребованностью закрыто. А заводские корпуса остались. И архитектура, и качество зданий настолько хороши, что никому и в голову не приходит их снести. Остается только думать, как использовать. Но у наших потомков такой головной боли не будет.

Промышленная архитектура забывается как класс. Архитекторы объясняют, им ничего не заказывают, поскольку строят мало. А если и строят, то стараются обойтись металлоконструкциями. Дешево и сердито. Со стороны посмотришь, — то ли предприятие, то ли склад. Состарится — и никто не огорчится.

 

Самарский дворик

Последнее время на фестивале заметно эффектнее подают себя регионы. Еще пару лет назад на иных стендах можно было посмотреть изображения зданий — и все. Возникнут вопросы — спросить не у кого. Если кого-то удавалось отловить, в ответ слышалось: а там подписи есть, читайте.

Сейчас на некоторых стендах были воссозданы кусочки городской застройки. Местные архитекторы присутствовали с открытия до закрытия фестиваля. Проводили что-то вроде экскурсии для желающих, рассказывали историю города. И возле таких экспозиций все время собирались люди.

На стенде Тюмени показывали сибирские наличники. В Тюмени планируется реконструкция старой части города. Концепцию жилой застройки для этого района разрабатывает московский архитектор Михаил Филиппов.

Краснодарский край — единственный участник фестиваля, который демонстрирует макеты застройки. Делаются они из пластика. В прошлом году мы видели макет центра Краснодара. Нынче — макет Новороссийска. Причем его изготовили лет десять назад. С той поры в городе построено много нового. И к фестивалю макет тоже «достроили». Поговаривают, он обошелся в миллионы рублей. Но в Краснодарском крае считают: архитектура должна быть представлена объемно.

«Проходите во двор», — приглашала надпись на стенде Самарской области. Он и оформлен был как дворик. В городе сохранилась старая застройка двух- трехэтажных домов. А вместе с ними — и дворы, от которых современные люди уже отвыкли: замкнутое пространство, где жильцы проводят много времени и где все друг друга знают.

Самарский архитектор Светлана Репина полагает, что оформление дворов, малые архитектурные формы можно было бы делать по заявке жителей. В развитие этой идеи рядом с экспозицией установили киоск, где студенты Самарского архитектурно-строительного университета вручали всем желающим маленькие деревянные модели домов. Архитектура строения выбиралась согласно характеру обратившегося. Для определения особенностей характера дежурный «киоскер» предлагал нехитрую анкету. Популярность киоска зашкаливала. За день обратились 70 человек.

 

Дедал глядит в Саратов

Как всегда, по итогам фестиваля ряд проектов и построек отмечены золотыми и серебряными знаками, дипломами. Полный их список размещен на сайте «Зодчества».

Главная награда фестиваля — «Хрустальный Дедал» — вручена архитектурному бюро ASADOV за проект аэропорта «Гагарин» в Саратове. Как мы знаем, он уже функционирует. Это второй крупный аэропорт, построенный «с нуля» после распада СССР.

В Советском Союзе почти все аэропорты и аэровокзалы создавались по типовым проектам. Теперь кроме функциональности, аэровокзал должен стать визитной карточкой города. То есть отличаться уникальной архитектурой.

Символами Саратова всегда считались Волга и гармонь. И здание аэровокзала напоминает волжскую волну и растянутые меха гармони одновременно. А имя Гагарина аэропорту присвоено потому, что первый космонавт в юности учился в Саратове и на саратовскую землю приземлился после полета в космос. В аэропорту размещена серия интерактивных инсталляций, рассказывающих об истории российской космонавтики. А перед зданием аэровокзала есть аллея космонавтов.

Как говорит руководитель бюро Андрей Асадов, он с коллегами участвовал ранее в конкурсе на проектирование ростовского аэропорта «Платов». Не выиграли, зато приобрели бесценный опыт. Что и позволило им успешно спроектировать Саратовский аэропорт. И подготовить еще 13 проектов аэропортов, сказал Андрей.

Вместе с ASADOV-ым в проекте участвовали еще пять архитектурных организаций. Проект выполнялся по заказу холдинга «Аэропорты Регионов». И авторы благодарны его руководителям за то, что они не экономили на архитектуре.

 

Здесь будет город-сад

На одном из мероприятий деловой программы был представлен город Доброград (Владимирская область). Оказывается, у нас строятся с «нуля» не только аэропорты, но и города. Это уже второй за последние 20 лет (первый в Татарстане). Доброград создается по инициативе частного лица — владельца завода по производству матрасов «Аскона» Владимира Седова. Завод является градообразующим предприятием нового города. Пока там пять тысяч с лишним рабочих мест, планируется увеличить их до 10 тысяч

В Доброграде намерены широко развивать малый бизнес, а также туризм — город находится в центре Золотого кольца. Все это также даст дополнительные рабочие мест. Работать можно и в соседнем Коврове.

Доброград заявлен как городской формат, в котором вся инфраструктура и среда обитания нацелены на повышение качества жизни и долголетие жителей. Отличная предпосылка для этого — наличие большого зеленого массива.

За образец градоустройства взят небольшой шведский город. Девиз инициаторов проекта «Архитектура должна быть соразмерна человеку». Застройка будет малоэтажной. Много сил вкладывал в проект бывший главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.

Частные инвестиции составляют 73 млрд руб., из них реализовано 8 млрд. Поселение задумано на 50 тыс. человек. Пока насчитывается чуть больше тысячи жителей. Большие надежды возлагаются на высокоскоростную железнодорожную магистраль «Москва — Казань», которая должна пройти рядом и дать импульс дальнейшему развитию проекта.

Вся деловая программа фестиваля была содержательной и разнообразной. Жаль, одновременно присутствовать на разных дискуссиях не получается. Почему бы не записать их и не выложить в Интернет? (Так поступили организаторы выставки Build School, трансляция деловой программы оказалась доступна в сети буквально на второй день). Думается, желающих ознакомиться с выступлениями нашлось бы немало.

Елена БАБАК

Источник информации – Агентство новостей "Строительный бизнес" 

рекламная служба:

+7(473)210-00-70

адрес редакции:

394000, Воронеж, ул. Кольцовская, 24К, 2 этаж
e-mail: galadeli@rambler.ru

Обработка персональных данных
и правовая информация

разработка сайта - студия 3DaVinci
Любое использование материалов, размещенных на данном веб-сайте и в журнале, разрешается только при наличии гиперссылки на веб-сайт журнала "Парадный квартал". Использование материалов в коммерческих целях допускается с письменного разрешения редакции